На главную
Написать нам
Карта сайта

Американские катера сделаны из шпатлевки!

07.03.2010

Мы хотели бы познакомить и предостеречь посетителей нашего ресурса от катеров и яхт американских производителей, столь популярных сегодня в нашей стране. Статья достаточно старая, но к сожалению ситуация ни как не изменилась. Конечно, рядовому покупателю обнаружить брак в блестящем белом катере практически невозможно, да и от широко раскрученного бренда так же ничего не зависит. Конечно, катера наших производителей не столь удобные, эргономичные, блестящие, но они точно более высокого качества в части ламината. В конечном счете, последнее слово всегда остается за покупателем, но мы хотели бы призвать Вас не экономить и перед покупкой обратиться к независимому, профессиональному яхтенному сюрвейеру.

Из чего сделаны американские катера можно было рассмотреть на аукционе в Форт-Лодердейле. Два небольших урагана и тропический шторм привели на аукцион, занимающий огромное поле, множество судов. Ветер силой порядка 12 м/с, пришедшейся на закрытые водные пространства – реки и каналы - привел туда все эти лодки. Внешне они выглядели так, как будто были застигнуты как минимум ураганом Эндрю.


 

Образцы материалов из обшивки разбитых корпусов Иллюстрация того, что ламинат содержит крайне незначительное количество армирующего стекловолокна. Единственный стекловолоконный материал здесь - слой ровинга изнутри корпуса и микроскопической толщины стекломат по соседству с гелькоатом. Основная часть корпуса катера Sea Ray состоит из очень пористого материала.

 



Обычно, чтобы полностью разрушить стеклопластиковый корпус требуются долгие удары о твердый предмет, а внешне об этом свидетельствуют глубокие выбоины и многочисленные следы по всему корпусу.  Но здесь  многие из обломков не несли на себе следов длительного воздействия ударных нагрузок, они были разрушены после нескольких сильных ударов, а вовсе не долгих часов изматывающего месива. Однако все эти разбитые лодки открыто демонстрировали, из  чего они изготовлены.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как на сцену выходят новые материалы, именуемые «улучшенные композиты» (advanced composites). Композитами обычно принято считать два материала и более, склеенных вместе. Так композитом будет и кусок древесины с наклеенным на него пластиком, и «сэндвичевая» палуба с бальзой внутри, хотя чаще мы называем ее «сэндвичем», поскольку знаем, что это означает. Но когда в рекламе звучит фраза «улучшенные композиты», мы понятия не имеем, что за этим может стоять, так как это может быть все, что угодно.
 


 

На фото огромный кусок обшивки борта просто куда-то исчез. Пробоина в нижней части фото - яркий образец прочностных свойств «улучшенных композитов». Еще одна иллюстрация прочности клеевого шва между наружным слоем пластика и заполнителем в виде шпатлевочной массы. Обратите внимание, насколько легко удерживать его пальцами. Если взяться за край, можно отодрать всю наружную обшивку этой лодки.

 



Смотря на увиденное, возникает вопрос: можно ли продолжать называть такие материалы стеклопластиком? При изготовлении этих корпусов, использовалось все меньше и меньше стекловолоконных материалов, а у некоторых количество конструкционного стекловолокна было просто шокирующим. Одним из хороших примеров был катер Sea Ray, у которого борт состоял из одного слоя тканого ровинга, двух тонких слоев стекломата, и чего-то наподобие хрупкой шпатлевки. У другой лодки всего два слоя стекломата на всем протяжении были разделены слоем шпатлевки, а конструкционный материал отсутствовал абсолютно.



Тканый ровинг - ткань на основе перпендикулярного переплетения стекловолокон. Каждая связка нитей в поперечном сечении представляет собой сплющенный овал. Ровинг является стандартным материалом и широко применяется в промышленности. Практически все лодки, изготовленные примерно до 1992 года, строились исключительно из этого материала. Ровинг - грубый материал, он никогда не применяется в ламинате сразу за гелькоатом, поскольку впоследствии он проявляет свою текстуру на его поверхности. Самым распространенным является ровинг весом около 700 г/м2.



Что понимается под словом шпатлевка? То, что внешне выглядит именно так. Это не пенопласт и не поликормат. Материал этот, в виде вещества серого, розового и коричневатого оттенков, крошится - стоит взять его в руки.
Борт 8-метрового катера имеет толщину около 5 мм, 3 мм из которых составляет толщина шпатлевки, а на долю стекловолокна и гелькоата приходится около 2 мм. Стекловолокно тут составляет совершенно мизерный процент от общей толщины ламината и толщина его достойна сострадания.

Еще один тревожный фактор - обширное отслоение слоя стекловолокнистых материалов от внутренней массы (заполнителя). В данном случае наружный слой, судя по всему, состоял из двух слоев стекломата, и адгезия к заполнителю была нулевой с обеих его сторон. Посмотрите на то фото, кусок обшивки легко подцепить и оторвать напрочь, без каких-либо усилий. Обратите внимание, как он отваливается по обе стороны "соединения", как трескается и вываливается наружу.

Эти примеры относились не к паре лодок, а к целому ряду фирм-производителей. Но куда более важно, у лодок, изготовленных методом традиционного формования из стеклопластика, не было выявлено повреждений даже отдаленно напоминающих то, что произошло с «улучшенными композитами». Более того было несколько старых лодок типа Bayliner и Mainship выпуска 70-х годов, которые тоже изрядно побило, но они не развалились (может и была пара трещин, но, в основном, следы ударов и трения).

Увиденное начинает объяснять некоторые из наиболее частых симптомов, указывающих на признаки начала разрушения лодок: места соединений с палубой разваливаются, серьезные трещины идут по скулам, а переборки, шпангоуты и стрингеры не держатся в корпусе, иллюминаторы невозможно герметизировать, а также в местах, где их не должно быть, возникают трещины от нагрузок.
И уже не важно, как эти материалы влияют на проблему пузырения гелькоата . К чему разговоры о высококачественных смолах , если большая часть корпуса состоит из непонятного материала? Но мы по прежнему называемым стеклопластиковыми лодки, содержащие всего 10-20 % «стекловолокна».


 

Толщина ламината от 3 до 5 мм. И это все, что отделяет Вас от воды !!! От удара целый кусок ламината выпал наружу, вслед за ним выкрошилась шпатлевка, удерживаемая сзади одним слоем ровинга. Причиной трещин, расходящихся в разные стороны, является отсутствие длинных стекловолокон.

 


 

В случае фото с лева внешний вид обманчив. Если заглянуть внутрь корпуса - предстанет поверхность, образованная тканым ровингом. Обман тут состоит в том, что этот ровинг является единственным, остальное состоит из других материалов. Ровинг на несколько порядков прочнее стекломата. Из соображений прочности ламината в целом, ровинг кладут снаружи, а не изнутри. Трудно не придти к выводу, что наличие ровинга с внутренней стороны - просто попытка ввести в заблуждение покупателя.
 


 

Это площадка для купания 9-метрового катера. Здесь хорошо видно, как при ударе отвалились целые участки корпуса, обратите внимание на пролом в скуле слева внизу: отчетливо заметно полное отсутствие стекловолоконного армирования.

 



Армированный стекловолокном пластик таково полное название того, что свыше сорока лет известно под именем стеклопластика. Он стандартно состоит из 65 % непрерывного стекловолокна в форме ткани и 35% синтетической смолы. В течение всего этого времени стекловолокно имело форму непрерывных тканых волокон. Эти волокна подобны гигантским канатам, удерживающим висячие мосты, и прочность зависит от их длины и ориентации. Длина некоторых волокон может быть длиной в корпус лодки. На сегодня существует большое количество типов переплетений, но при этом все они являются переплетением непрерывных волокон. Как можно было убедиться по фото, ни одна из тех лодок не попадает под это определение.

На заре зарождения малого стеклопластикового судостроения несколько фирм пробовали делать лодки из рубленого стекловолокна, смешанного со смолой и выдуваемого струей воздуха через сопло в матрицу формования. Длина этих волокон не более 10 см и если рассмотреть их в матрице, то выглядят они, как пряди волос, скрученные завитками. Очень скоро все поняли, насколько слаб ламинат на основе таких коротких волокон. Такие «напыляемые» лодки имеют тенденцию разваливаться спустя очень непродолжительное время. Поэтому они довольно быстро сошли со сцены. И сегодня таким методом делают ванны и автомобильные бамперы, поскольку все они не требуют такой прочности, как корпус лодки. Именно поэтому рубленое стекловолокно не считается конструкционным материалом.

Это совсем не означает, что стекломаты исчезли из судостроительных цехов. Стекломат по-прежнему используется во всех лодках для предотвращения проявления текстуры ровинга на гелькоате. Тонкий слой стекломата также присутствует между толстыми ткаными слоями, чтобы избежать излишней концентрации смолы в промежутке. Также он применяется и в других местах, не критичных с точки зрения прочности.

Другая проблема применения стекломата заключается в том, что он плохо пропитывается смолой и остается пористым. Применение стекломата и напыления в больших объемах напрямую ведет к проблеме пузырения гелькоата, которая зарождается в толще мата, прилегающего к гелькоату .

Но на фото выше стекловолокна даже меньше, чем в лодке изготовленной методом напыления. Именно это является причиной отделения больших фрагментов корпуса. Тут все просто - стекловолоконное армирование отсутствует.
 



Один из выводов состоит в том, что прочностные и ударные характеристики подобных материалов несколько хуже, чем просто "недостаточные". Все увиденные на аукционе лодки испытали минимум ударных нагрузок и развалились на части. Ничего удивительного, когда основная часть ламината – шпатлевка. Применение твердого и хрупкого материала, ведет к тому, что при малейшем ударе, испытываемым корпусом, этот материал растрескивается. Эти трещины не видны снаружи, а рано или поздно после повторения циклических нагрузок, приведут к тому, что вся конструкция вдруг разрушится, и все это даже без учета влагопоглощения и последующих химических изменений. Материалы, подобные пенопластам, несут с собой массу проблем, главные из которых расслоение сэндвича и непроклей наружного слоя с заполнителем.

Возникло невероятное множество новых материалов, о которых никому ничего неизвестно, но которые демонстрируют несомненные признаки того, что большинства их следует всячески избегать. Сами того не заметив, мы явно вступили в эру лодок из шпатлевки (the Putty Boat).


Автор: Дэвид Поское



Увидимся на воде! / Сергей Мазур
 

 

 


 


Интересно...

Стрингер — Продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой...