На главную
Написать нам
Карта сайта

«Швертбот» —

(нем. Schwertboot «лодка с мечом») тип конструкции парусной яхты, характеризующийся наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля.

Швертбот

Шверт - это своеобразный плавник, только выдвижной. Когда на яхте нет балластного киля, который помогает яхте не переворачиваться на воде, то наверняка есть шверт. Шверт представляет собой большую заглубленную плоскость и предназначен для увеличения бокового сопротивления судна и повышения его устойчивости. Шверт находится снизу яхты, ведь он недаром именуется плавником – его можно также поднять, при желании. Если у яхты поднять шверт, она с легкостью сможет пройти там, где мелко и пришвартоваться к любому берегу. Приподнимая шверт и опуская его, также можно управлять таким понятием как центровка яхты, которая зависит именно от подводной части яхты, остойчивости яхты и даже от типа парусов. Хорошая центровка яхты помогает лучше управлять ею. Тогда как неподходящее значение этой величины наоборот, может значительно ухудшить управляемость яхтой.

Шверт используется в первую очередь на скоростных или малоразмерных судах, когда невозможно использование киля. Чаще всего его устанавливают в диаметральной плоскости самой яхты, в специальном колодце, в который не попадает вода. Для того чтобы поднять шверт наверх нужно использовать шверт-таль. Это специальные снасти, придуманные именно для подъема швертов.

По конструкции шверты подразделяются на:

- поворотные – это шверты закрепленные на специальной горизонтальной оси. Такие шверты удобны на мели, так как если они натыкаются на что-то, тут же отбрасываются по направлению назад и уходят в швертовый колодец (в данном случае колодец должен быть достаточно глубокий);

- кинжальные – эти шверты просто вставляют в колодец, как кинжал вставляют в ножны.

По назначению швертботы разделяются на спортивные, прогулочные и туристические.

По конструкции швертботы разделяются на открытые (не имеющие каюты) и крейсерские (с закрытой каютой, оборудованной спальными местами). Как правило, спортивные и прогулочные швертботы являются открытыми, а туристические — крейсерскими.

Так как швертбот не имеет балластного фальшкиля, то его остойчивость (способность противостоять опрокидыванию) обеспечивается большей, чем у килевых яхт шириной корпуса (остойчивость формы), внутренним балластом и открениванием. Внутренний балласт используется нечасто, больше как вспомогательная мера, т.к. без фальшкиля его нельзя расположить достаточно низко.

В большинстве случаев для обеспечения остойчивости швертбота приходится прибегать к открениванию. Откренивание заключается в размещении членов экипажа швертбота на наветренном борту. Существует три способа откренивания:

- первый способ - это когда весь экипаж просто садится на наветренный борт;

- второй способ, когда экипаж не просто сидит, а откидывает свой корпус за борт, а ногами держится за специально приготовленные для этого ремни, чтобы не упасть в воду;

- третий, когда один или несколько человек полностью висят за наветренным бортом при помощи специального оборудования.

Так как швертботы в основном являются легкими судами, вес экипажа составляет значительную долю в их водоизмещении, поэтому откренивание является очень эффективной мерой против опрокидывания. В равных погодных условиях правильно открениваемый швертбот может иметь меньший крен, чем килевая яхта больших размеров.



Интересно...

Центр тяжести — Судна, точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на судно.