На главную
Написать нам
Карта сайта

«Коч» —

поморское деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI−XIX веков с малой осадкой (парус ставили при попутном ветре).

Коч

Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Изначально строились без применения металлов. Также известны и двухмачтовые судна.

Длина судна составляла от 10 до 25 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1−1,5 метра, скорость при попутном ветре достигала 6−7 узлов, грузоподъемность доходила до 30 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие кочи могли вмещать 35−42 человек. Малые применялись для плаваний в устьях рек.

Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Коч был распространён на севере Руси и в Сибири. Первоначально кочи строились поморами. Затем строительство этих судов началось за Уралом. В XVII веке кочи начали строить в Енисейске.

Есть мнение, что корпус судна был яйцеобразной формы для выжимания на поверхность льда. Однако скорее всего имеется в виду возможность вытаскивания судна на лед неповрежденным благодаря его легкости и конструктивным особенностям.



Интересно...

Батокс — Линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью,...