На главную
Написать нам
Карта сайта

«Карбас» —

парусно-гребное промысловое судно среднего размера с одной мачтой, предназначался для хождения по рекам и в море, для рыбного промысла.

Карбас

Распространен у жителей Севера и Сибири (с XVI и до середины XX века).

Первое упоминание о сшивных карбасах относится к 1591 году («Таможенная грамота» Соловецкого монастыря). Из Мурманского и Архангельского регионов карбасы распространились далее на восток и в Сибирь. Разновидности карбасов варьировали по размеру и устройству, в остальном же все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, четырёхугольных, с древком по диагонали. Длина составляла от 14 до 28 футов; мог перевозить от 40 до 60 пудов грузов. Строительный материал - сосновый и еловый лес. Металлические детали не применялись.

Известны карбаса:

- промысловые (мелкие частные карбасы управлялись двумя людьми и могли иметь один парус);

-разъездные;

- почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 1950-х годов);

-грузовые;

-таможенные;

- лоцманские;

-извозные (перевозили до 45 человек). Также использовались в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, такие карбасы могли вмещать до 70 человек.

Различают холмогорские карбасы (длина до 35 футов, поднимали грузов до 450 пудов), весновальные, или морские, карбасы (предназначались для весеннего промысла морского зверя), верхнедвинские карбасы (длина - 9—12 м, ширина - 2—3 м, при высоте борта 0,5—0,8 м, осадке 0,4—0,7 м и грузоподъёмности 5—12 т), сибирский, или ленский, карбас (несамоходное плоскодонное грузовое судно с заостренной носовой частью и вертикальными бортами, использовалось в XVIII—XIX веках для доставки грузов сплавом по течению).



Интересно...

Фарватер — Безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди островов, мелей, банок и др....