На главную
Написать нам
Карта сайта

Каперы (корсары, приватиры, арматоры)

«Каперы (корсары, приватиры, арматоры)» —

частные лица, снаряжающие за свой счёт судно с разрешения верховной власти воюющего государства с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав.

Каперы действовали в рамках права войны, поэтому они не имели ничего общего ни с «крейсерами»(рейдерами), ни с пиратами.

С XII в. государства допускают частных лиц к самоуправным действиям лишь с особого правительственного разрешения (грамота на репрессалии — lettres de représailles). Выдача подобных разрешений для действия на суше прекратилась еще в средние века, но из lettres de représailles развились каперские патенты (lettres de marque - грамота-отметка). С помощью этих патентов правительства пытались контролировать действия частных судовладельцев, которые вредили неприятелю на море во время войны между двумя государствами, при этом захваченная ими морская добыча становилась их собственностью.

Первая попытка регламентации каперства датируется 1288 г. - издание указа арагонским королём Альфонсом III, по которому каперам разрешалось брать патенты и вносить залог в обеспечение того, что они не будут грабить сограждан, а также нападать на неприятеля во время перемирия или в нейтральных гаванях. Кроме того, захваченные суда (призы) каперам требовалось приводить в порт, из которого они вышли. Местным судам, в свою очередь, было предписано возвращать незаконно сделанные призы их прежнему владельцу.

Согласно французскому праву (XIV - XVв.в.), приз должен быть доставлен нетронутым, для удостоверения, что он на самом деле отнят у неприятеля; за утайку же приза, разграбление товаров, жестокое обращение с командой судна назначались строгие наказания, за незаконное задержание нейтральных судов — возмещение убытков.

Во время морских войн XVII и XVIII в. каперы оказались наиболее пригодным орудием для достижения одной из главных целей войны - уничтожение неприятельской торговли. Поэтому не только неприятельские, но и нейтральные корабли предоставлялись на произвол и расхищение каперов.

Огромный вред, который приносился каперством всемирной торговле, вызвал движение в пользу отмены каперства уже в середине XVIII в. Первый из публицистов, восставших против каперства, - аббат Мабли (1761). Для Англии уничтожение каперства стало необходимым условием признания ею свободы нейтральной торговли. Первая статья Парижской морской декларации 16 апреля 1856 г. объявила каперство навсегда уничтоженным, к этому присоединились все европейские и американские государства, за исключением Испании, США, Мексики, Боливии, Венесуэлы, Новой Гранады и Уругвая.



Интересно...

Байдарка (байдара) — маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, мускульной силой...