На главную
Написать нам
Карта сайта

«Шлюпбалка» —

устройство для спуска шлюпки, стальная балка на палубе у борта судна, предназначенная для спуска на воду и подъема на борт шлюпок с полным снаряжением, командой и пассажирами.

Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство.

Шлюпку обслуживают две шлюпбалки, каждая из которых включает стрелу, опорные конструкции, шлюпочные тали и механизм, обеспечивающий работу шлюпбалок, например лебедку. Спуск шлюпки с помощью шлюпбалок делится на два периода: вываливание, т. е. вынос шлюпки за борт судна, и вертикальный спуск на воду, который выполняется на шлюпбалках всех типов травлением лопаря шлюпочных талей.

Различают: горизонтальные (гравитационные) шлюпбалки - самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки;

- заваливающиеся шлюпбалки - имеют поворотный шарнир, обеспечивающий выход нока шлюпбалки при вываливании за пределы борта;

-поворотные шлюпбалки - имеют вертикальную ось вращения.

Типы шлюпбалок

Горизонтальные шлюпбалки

Горизонтальные (гравитационные) шлюпбалки вываливают шлюпку либо поворотом стрел вокруг одного или нескольких шарниров, либо движением стрел вместе со шлюпкой на катках по направляющим (склоняющиеся и скатывающиеся шлюпбалки). При нахождении шлюпбалки в горизонтальном положении стопоры на подвесках выходят из зацепления с крюком на ноке стрелы и шлюпка под действием силы тяжести опускается на воду. Подъём шлюпки производится в обратном порядке с помощью лебёдки. Преимущества такой конструкции - шлюпки могут хранится на высоко расположенных палубах и далеко от борта; недостаток — зимой перед спуском шлюпки на воду, возможно, потребуется скалывание с них льда.

Заваливающиеся шлюпбалки

Конструкция заваливающейся (откидной) шлюпбалки обеспечивает заваливание/вываливание специальными винтовыми и зубчатыми устройствами.Заваливающиеся шлюпбалки применяют для небольших спасательных шлюпок массой до 2 — 3 тонн. Недостаток всех (кроме серповидной) заваливающихся шлюпбалок - расстояние между их парой должно быть больше длины обслуживаемой ими шлюпки, что в противном случае влечёт нерациональное использование площадей шлюпочной палубы.

Разновидность заваливающейся шлюпбалки - секторная, в ней движение заваливания/вываливания происходит при помощи вращения рукоятки винтового стержня, который проходит через нарезную обойму, в результате чего по зубчатой рейке катится зубчатый сектор нижней части шлюпбалки.

Серповидная шлюпбалка отличается тем, что имеет балки четко выраженной серповидной формы.

Самая совершенная конструкция заваливающейся шлюпбалки системы инженера Иолко содержит два винтовых стержня: нижний и верхний. В начале вываливания, при вертикальном поднятии шлюпбалки вместе со шлюпкой в верхнее положение, работает нижний винт, который обладает большей мощностью при небольшой скорости вращения, а как только шлюпка пройдет верхнее положение и начнёт вываливаться за борт, нижний винт станет вращаться вместе со втулкой. А втулка, в свою очередь, начнёт вывинчивать верхний многоходовой винт, увеличивая скорость вываливания системы.

Поворотные шлюпбалки

Поворотные шлюпбалки представляют собой пустотелые стальные изогнутые сверху балки, свободно поворачивающиеся в двух подшипниках (верхнем и нижнем) на 360° вокруг своей продольной оси. Верхние концы шлюпбалок соединяются между собой тросом-топриком, который облегчает их одновременный поворот. Процесс спуска/подъёма шлюпки достаточно сложен, требует много времени и состоит из поочерёдного разворота каждой шлюпбалки и вывода за борт сначала кормы, а затем и носа шлюпки. Недостаток конструкции - ограниченный вылет, который делает невозможным спуск шлюпки при крене на противоположный борт более 10—15°.

Шлюпбалки и кран-балки в каталоге seaExpo



Интересно...

Батокс — Линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью,...