На главную
Написать нам
Карта сайта

«Таран» —

выступ в носовой подводной части корабля гребного флота, предназначенный для пробивания бортов неприятельского корабля, а также тактический приём морского боя. В результате удара тараном в борт судна противника образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.

В ходе австро-итальянской войны в сражении при Лиссе флагманский броненосец австрийского адмирала Тегетхофа «Фердинанд Макс» протаранил итальянский броненосец «Ре д‘Италия». Эта победа оказала революционное влияние на принципы постройки военных судов во всем мире: корабли начали снабжаться тараном в носовой части. Кроме того, в 60-х годах XIX в. строились специально предназначенные для таранов суда береговой обороны. В этот период развития военно-морской истории таран применялся как основное средство нанесения вреда враждебному флоту, так как артиллерия не могла пробить броню новых кораблей.

Например, 21 мая 1879 года в сражении при Икике перуанский монитор «Уаскар» успешно таранил чилийский фрегат «Эсмеральда», а другой перуанский броненосец — «Индепенденсия» — осуществил неудачную попытку таранить чилийскую шхуну «Ковадонга» и сел на мель, а в дальнейшем был сожжён.

22 июня 1893 года благодаря неудачному маневру, который был совершен по приказанию вице-адмирала Тройона (командующего английской средиземноморской эскадрой), броненосец «Кампердаун» (с носовым тараном) протаранил борт новейшего броненосца «Виктория», на котором держал флаг сам Тройон. Корабль при малом крене и полном штиле неожиданно перевернулся и утонул практически со всем экипажем, включая вице-адмирала.

Известный морской офицер С. О. Макаров, являясь командиром военного корабля, стоявшего в Пирее, был чрезвычайно озадачен теснотой акватории и очень опасался, что его корабль, снабжённый тараном, сможет стать виновником катастрофы. Поэтому он приказал сплести из концов чехол и надеть его на форштевень своего корабля (названный впоследствии «Макаровским намордником»). Это действие оказалось полезным при обеспечении безопасности маневрирующих в гавани кораблей.

Происшествие с «Викторией», а также скорость, с которой в мирное время шли на дно случайно протараненные суда, снова и снова возбуждало интерес кораблестроителей к снабжению боевых судов тараном. Новейшие броненосцы, которые участвовали с обеих сторон в русско-японской войне, были судами подобного типа. Под Порт-Артуром японцы потеряли один из своих броненосцев именно после тарана в результате ошибок в маневрировании. Броненосные крейсеры того времени также снабжались таранами.

С развитием артиллерии значение тарана пошло на убыль, таран практически перестал применяться. Лишь изредка таран использовался против подводных лодок противника и был достаточно эффективен из-за уязвимости корпуса ПЛ.

Что касается недавних случаев применения тарана, то известен инцидент на Чёрном море, который произошел 12 февраля 1988 года: при выполнении приказа по вытеснению иностранных кораблей за пределы 12-мильной зоны СССР, сторожевой корабль «Беззаветный» совершил навал (российская пресса предпочитает «таранил») на крейсер ВМС США «Йорктаун», а сторожевой корабль СКР-6 — на эсминец «Кэрон».



Интересно...

Наветренный борт — Борт судна в который дует ветер.