На главную
Написать нам
Карта сайта

«Катамаран» —

1. Первоначально плот для коротких сообщений и рыбной ловли у народов, проживающих на азиатском побережье Индийского океана и прилегающих островов, а также островов Тихого океана и Южной Америки; 2. Двухпарусное судно. Корпуса судна соединяются сверху мостом (ферменного или палубного типа). Разновидность катамарана с вынесенным за борт балансирным поплавком называется проа.

Этот тип судна известен с древних времен, наибольшей популярностью пользовался у народов Океании. По сведениям этнографии и археологии, катамаран был основным средством расселения её народов уже ко 2 тысячелетию до н. э.

В Европе соединённые вместе суда, например, использовались римлянами при осаде Сиракуз, на них располагались штурмовые лестницы. Но в целом катамараны не получили широкого распространения в судостроении из-за проблем с обеспечением прочности соединительного моста и сложности постройки. Использование металла в качестве материала корпуса и новых более эффективных методов постройки корпусов дали возможность по-другому оценить перспективы катамаранов, и они стали набирать всё большую популярность.

Преимущества катамаранов - большая площадь палубного пространства, большая начальная устойчивость, небольшая амплитуда качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема позволяет разнести силовую установку, это повышает её надёжность от механических повреждений. При этом большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, а использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке. Основная проблема катамаранов - проблема прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более удобным на внутренних водных путях.

Сравнительно недавно появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории - серийные и в единственном экземпляре (строятся по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, катамараны категории люкс). Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, это в значительной степени способствует защите окружающей среды и экономии энергии.

В водно-моторном спорте катамаранная форма наиболее распространена, что позволяет создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1 или морские катера Класса 1.

Широкое распространение катамараны получили в парусном спорте и туризме. Особенность парусных катамаранов - повышенная начальная устойчивость и высокие ходовые качества. Массовый выпуск парусных катамаранов начался с появлением высокопрочных композитных материалов. Конструктивная особенность большинства парусных катамаранов - это их беспалубная конструкция - корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Такое решение значительно ограничивает условия обитаемости, но это не проблема, так как парусные катамараны предназначены для участия в соревнованиях, а не для развлекательных круизов. В странах с развитой береговой инфраструктурой особенно популярны спортивные и «пляжные» катамараны с жёсткими корпусами. В СССР, а затем России и СНГ широкое распространение получили удобные для хранения и транспортировки разборные надувные катамараны, которые используются для отдыха, парусных туристических походов и соревнований.



Интересно...

Бомбардирский корабль — двух-трёхмачтовый парусный корабль конца XVII — начала XIX веков, предназначение которого –...